|
|
| ||||
Залесская Елена |
Маркина Наталья |
Обзор рынка труда модной индустрии Директора HR FASHION Агентства MODNOE BURO – Елены Залесской |
Обзор рынка труда модной индустрии Директора HR FASHION Агентства MODNOE BURO – Елены Залесской На рынке fashion – новая волна перемен. Поиск кадров в сфере продаж и закупок превратился в спрос и недостаток на производственный персонал в швейной и обувной сфере. Сейчас, когда российские компании пытаются возобновить производство внутри страны, дефицит в швейном производстве кадров стал наиболее ощутимым. Еще буквально несколько месяцев назад Компания Модное бюро получала многочисленные заказы на такие позиции, как:
Любой Байер или Бренд- менеджер был намного высокооплачиваемой вакансией и более дефицитной, чем грамотный производственник (конструктор, технолог и даже руководитель производства). Сейчас эти специалисты, (первые, выше озвученные), в первую очередь находятся под сокращением, или в не самых выгодных финансовых условиях. «Зарплаты большинства специалистов тают на глазах. Так, если в начале сентября Бренд-менеджер fashion сегмента средней компании стоил еще 60- 120000 тыс. руб. в месяц, то сейчас планка упала до 45-50 тыс. руб., правда, возросла переменная часть, но ее теперь гораздо труднее заработать. В некоторых шоу-румах после проведенных интервью с кандидатами и ожиданиями предложений в феврале-марте некоторые предлагали окладную часть 15-20000 рублей + %. Чаще всего доходы сотрудников урезают за счет переменной части и бонусов, хотя сокращают и оклады — в их "серой" части. В лучшей ситуации на рынке находятся специалисты, на кого пока существует спрос К примеру, многим компаниям требуются сейлзы, которые будут обеспечивать продажи в условиях сократившегося спроса, а также специалисты по маркетингу, способные продвигать товары с минимальным бюджетом. Возрос спрос на специалистов- помогающим продвигать бренд в социальных сетях (smm-менеджеры, контент-менеджеры, директологи т.д.). Также сейчас есть необходимость в антикризисных управленцах» - рассказывает Директор по развитию MODNOE BURO - Наталья Маркина. В 2013-2014 году переманить из конкурирующей компании той же ниши продакт-менеджера во время создания сезонной коллекции было практически невозможно. Теперь ситуация изменилась. Компании, которые отшивали свои коллекции в Китае или закупали коллекции в Европе, ищут альтернативу по размещению заказов в России. И нужны люди, хорошо знающие рынок российского производства – начальники швейных и обувных цехов, руководители швейных производств, конструкторы и технологи. От них требуется не только организация процесса производства, но и поиск и оценка таких производств, работа на давальческих условиях, переговоры по размещению определенной партии или категории товара, закупка оборудования, рассчет мощностей и себестоимости продукции, поиск квалифицированных кадров и создание рабочих мест. Как и в предыдущий кризис – позиция Директор по продажам или Коммерческий директор неустойчива. Компании меняют стратегию развития, топ-менеджеры и отделы продаж не всегда справляются с планами и компании начинают искать новых кандидатов. С 2008-2010 год во многих торговых компаниях смена кандидатов происходила каждые 3-6 месяцев. За столь короткий срок компании не понимали результат работы новых Топ- менеджеров и с учетом ситуации на рынке искали опять. С января 2015 года наше агентство наблюдает ту же историю – меняют отделы продаж на более сильных менеджеров, сокращают окладную часть, меняют системы мотивации и рассчета бонусной части. В европейских представительствах в январе –феврале этого года сократили присутствие на рынке и по соглашению сторон распрощались с Директорами по развитию. Нехватка линейного швейного персонала с каждым годом ощущается все сильнее. Такие вакансии, как портные, швеи и скорняки все более востребованы и по зарплатам могут конкурировать с конструкторами и технологами производств. Дыра в обучении таких специалистов на данный момент сильно сказывается на развитии рынка, поэтому профессиональные производственные площадки необходимы, Дизайнер Валентин Юдашкин выступил с инициативой о создании легкопромышленного дизайнерского кластера. Ядром проекта станет образовательный комплекс, обеспечивающий профильное довузовское, среднее общее и профессиональное, а также высшее и дополнительное профессиональное образование. Кроме того, на территории кластера расположатся творческий, производственный и инфраструктурный блоки. Проект Юдашкина возник не случайно Рынок приходит к таким проектам совершенно закономерно. Пора что-то производить самостоятельно и обучать собственные кадры не только мерчендайзингу, баингу и категорийному менеджменту, но и швейному производству. Проблема в том, что профессия непопулярна на рынке труда и не “модная” среди молодежи. Скорее всего рынок придет к услугам профессиональных кадровых агентств или компаний, которые будут предоставлять швей или портных на аутсорсинг. Учитывая сезонность рынка и экономику страны такая услуга будет недешево стоить компаниям. Особенно, хотелось бы отметить ситуацию в креативной сфере. Наиболее популярная профессия для молодежи – Дизайнер одежды. Еще маленьких девочек индустрии детства вовлекает в мир модельеров. Потом они поступают в ВУЗы, становятся дипломированными специалистами и оказываются на рынке труда без работы. Молодежь сталкивается с тем, что либо ты идешь в крупную российскую производственную компанию на рядовую должность Отрисовщик и долго продвигаешься по карьерной лестнице до Арт Директора, или ты вынужден создавать свой собственный бренд и искать инвесторов для продвижения на рынок. Я выделила 3 категории Дизайнеров, их востребованность сейчас на рынке зависит от позиционирования на рынке труда и способа выбора развития карьеры. 1 категория Дизайнеры – Бренды, с именем. В связи с кризисом, многие известные Дизайнеры нашли возможности проинвестировать свои коллекции и запустили производство. Мы работаем сейчас с несколькими дизайнерами по подбору персонала, которые набирают в штат:
Они пошли на риск, в ближайшее время не будут искать работу и решили попробовать занять нишу среднего плюса и люксовых брендов. 2 категория. Дизайнеры – специалисты, которые строили свою карьеру в производственно-торговых компаниях. Как и многие специалисты fashion начинают ощущать на себе сокращения рынка труда и уменьшение заработных плат, Здесь многое зависит от того, как чувствует себя на рынке компания в которой они работают и насколько ценен для нее сотрудник. Мы говорим сейчас о работе в российских компаниях – таких как Zolla, Том Фарр, Glance, OSTIN и т.д. Что касается появления новых вакансий – происходит сокращения штатных дизайнеров и появились новые вакансии, скрещенные с должностью Конструктор, например. Т.е. вакансия так и называется Дизайнер-Конструктор. Данная категория будет наиболее ощущать на себе волнения рынка труда и восстановит свои позиции, как только российское производство наберет обороты и потребуются специалисты. 3 категория. Дизайнеры – фрилансеры. На сегодняшний момент самая востребованная форма сотрудничества. Эта доля специалистов будет к осени увеличиваться. Заработок нестабилен, но есть возможность посотрудничать с несколькими компаниями и разнообразить свой опыт. Думаю, как и в 2008-2010 году у многих специалистов в резюме появится записи - «работа на проектной основе в компаниях …» Доля рынка специалистов на проектах и фрилансеров увеличилась. Это связано не только с любителями свободных отношений, но и с экономикой компаний. Компании экономят и урезают бюджеты. Есть еще одна проблема- региональных производственник ов – это материальная проблема. К нам обращаются швейные и обувные производства для поиска квалифицированных сотрудников из столицы. Например, они готовы привлечь технолога обуви или одежды, но столичные специалисты для них дороги, и она вынуждены выделять бюджеты на проектных специалистов и ждать высокого сезона, чтобы окупить затраты. Вопрос – смогут ли они за столь короткое время поднять производство на должный уровень и обучить своих собственных. Рынок индустрии Моды идет уже несколько лет по узкой специализации. И возникает еще одна проблема при поиске – это развитие специалистов – дизайнеров, продакт-менеджеров, конструкторов в узкой определенной категории товара. И достаточно жесткие требования при поиске сотрудника именно с опытом работ в данном ассортиментом одежды. Например только женская одежда, и только вечерние платья или только пальтовая группа и т.д. В целом, хочу отметить, что к нам в агентство не стоит очередь из безработных. Кандидаты не спешат идти на условия, которые их не устраивают и на понижение в зарплате. Топ-менеджеры только в апреле начали заниматься поиском работы, это говорит о том, что компании, хоть и распрощались с ними, но сделали это очень корректно и на хороших условиях. Рынок “трясет” – но появляется много стартапов и новых брендов на рынке. Осень будет показательна, в этом смысле. |
«Дизайнерам, особенно начинающим, не стоит бояться общественного мнения, бояться допустить ошибку...